Язык программирования C

       

Массивы


Давайте напишем программу подсчета числа появлений каждой цифры, символов пустых промежутков/пробел, табуляции, новая строка/ и всех остальных символов. Конечно, такая задача несколько искусственна, но она позволит нам проиллюстрировать в одной программе сразу несколько аспектов языка "C".

Мы разбили вводимые символы на двенадцать категорий, и нам удобнее использовать массив для хранения числа появлений каждой цифры, а не десять отдельных переменных. Вот один из вариантов программы:

main() /* count digits, white space, others */ { int c, i, nwhite, nother; int ndigit[10];

nwhite = nother = 0; for (i = 0; i < 10; ++i) ndigit[i] = 0;

while ((c = getchar()) != EOF) if (c >= '0' && c <= '9') ++ndigit[c-'0']; else if(c== ' ' || c== '\n' || c== '\t') ++nwhite; else ++nother;

printf("digits ="); for (i = 0; i < 10; ++i) printf(" %d", ndigit[i]); printf("\nwhite space = %d, other = %d\n", nwhite, nother); }

описание

int ndigit[10];

объявляет, что ndigit является массивом из десяти целых. В языке "C" индексы массивавсегда начинаются с нуля /а не с 1, как в фортране или PL/1/, так что элементами массива являются ndigit[0], ndigit[1],..., ndigit[9]. эта особенность отражена в циклах for, которые инициализируют и печатают массив.

Индекс может быть любым целым выражением, которое, конечно, может включать целые переменные, такие как i, и целые константы.

Эта конкретная программа сильно опирается на свойства символьного представления цифр. Так, например, в программе проверка

if( c >= '0' && c <= '9')...

определяет, является ли символ в 'c' цифрой, и если это так, то численное значение этой цифры определяется по формуле / c - '0'/. Такой способ работает только в том случае, если значения символьных констант '0', '1' и т.д. Положительны, расположены в порядке возрастания и нет ничего, кроме цифр, между константами '0' и '9'. К счастью, это верно для всех общепринятых наборов символов.

По определению перед проведением арифметических операций, вовлекающих переменные типа char и int, все они преобразуются к типу int, так что в арифметических выражениях переменные типа char по существу идентичны переменным типа int. Это вполне естественно и удобно; например, c -'0'- это целое выражение со значением между 0 и 9 в соответствии с тем, какой символ от '0' до '9' хранится в 'c', и, следовательно, оно является подходящим индексом для массива ndigit.

Выяснение вопроса, является ли данный символ цифрой, символом пустого промежутка или чем-либо еще, осуществляется последовательностью операторов


if (c >= '0' && c <= '9') ++ndigit[c-'0']; else if(c == ' ' || c == '\n' || c == '\t') ++nwhite; else ++nother;

конструкция

if (условие) оператор else if (условие) оператор else оператор

часто встречаются в программах как средство выражения ситуаций, в которых осуществляется выбор одного из нескольких возможных решений.

Программа просто движется сверху вниз до тех пор, пока не удовлетворится какое-нибудь условие; тогда выполняется соответствующий 'оператор', и вся конструкция завершается. /Конечно, 'оператор' может состоять из нескольких операторов, заключенных в фигурные скобки/. Если ни одно из условий не удовлетворяется, то выполняется 'оператор', стоящий после заключительного else, если оно присутствует. Если последнее else и соответствующий 'оператор' опущены (как в программе подсчета слов), то никаких действий не производится. Между начальным if и конечным else может помещаться произвольное количество групп

else if (условие) оператор

С точки зрения стиля целесообразно записывать эту конструкцию так, как мы показали, с тем чтобы длинные выражения не залезали за правый край страницы.

Оператор switch (переключатель), который рассматривается в лекции № 3, представляет другую возможность для записи разветвления на несколько вариантов. этот оператор особенно удобен, когда проверяемое выражение является либо просто некоторым целым, либо символьным выражением, совпадающим с одной из некоторого набора констант. Версия этой программы, использующая оператор switch, будет для сравнения приведена в лекции № 3.

Упражнение 1-12

Напишите программу, печатающую гистограмму длин слов из файла ввода. Самое легкое - начертить гистограмму горизонтально; вертикальная ориентация требует больших усилий.

Содержание раздела